down_right

Крепость веры

 

Донской монастырь выделяется в ряду других. В названии обители присутствует приволье Дона, запах степных трав и колокольный звон, и то, над чем не властно время и что трудно передать словами.

С наместником монастыря владыкой Парамоном мы беседовали полтора часа. Веру в Бога он впитал с материнским молоком и было в этом что-то основательное, как в укладе самого монастыря.

 

DSC 1126

 

Владыка Парамон, позвольте привести перед беседой отрывок из стихотворения?

— Пожалуйста.

В 20 веке Максимилиан Волошин словно из гранита вылил строки:

   Все ль как прежде сияет несглазена

   Православных церквей лепота?

   Проклинают ли Стеньку в них Разина

   В воскресенье, в начале поста?

Как бы вы ответили, спустя сто лет, известному поэту?

— Это образное выражение поэта. Церковь никого не проклинает. Анафема — это не проклятие. Предать анафеме — значит отдать на суд Божий.

Первое воскресенье Великого поста, о котором как раз говорит Максимилиан Волошин, — это Торжество Православия, когда произносится анафема.

Но анафеме кого-то предают?

— Еретиков, никого не называя поименно.

От себя уже спрошу: не оскудела вера православная?

— Православная вера составляет национальную самобытность нашего народа. Десятки лет выколачивали из людей традиции, выкорчевывали веру из души. Сегодня вера возрождается. Я вижу изменения. В 90-х годах приходили в храм только пожилые, в лучшем случае, люди среднего возраста. Сегодня я наблюдаю среди прихожан преобладание людей среднего возраста и молодежи. Соотношение заметно поменялось.

Вас назначили наместником монастыря 6 лет назад. Вы довольны своим положением?

— Вы знаете, я живу по простому принципу. Монашество в жизни выбираешь один раз, а все остальное — это послушания, которые стараюсь добросовестно и честно выполнять.

У вас усталые глаза и мне даже неудобно перед вами...

— Да, я действительно устал.

— Время для молитвы остается?

— Без молитвы в монастыре человек не сможет жить. Молитва – это основа для духовного подвига монаха. Вокруг нее и формируется вся монастырская жизнь.

Вы приняли монашеский постриг совсем молодым человеком. Вам было всего 20 лет. Что определило выбор?

— Любовь к Богу! Я вырос в верующей семье и храм Божий посещал с детства. В семье у нас было десять детей, и трое из них стали монашествующими: одна сестра ушла в монастырь и два брата, включая меня.

Ваши родители живы?

— Слава Богу, да.

Как зовут ваших родителей?

— Михаил Степанович и Феврония Васильевна. Они живут в Закарпатской области и не хотят никуда переезжать. Отцу сейчас 83 года, но он до сих пор, когда здоровье позволяет, ходит в храм и на клиросе поет.

Вы сразу после школы поступили в семинарию?

— Да, сразу после школы поехал в Сергиев Посад и поступил учиться в семинарию.

Сколько насельников в Донском монастыре?

— Тридцать человек, включая послушников, которые только готовятся к принятию пострига и поступлению в братию.

История создания монастыря? Расскажите, пожалуйста, своими словами.

— Донская обитель основана царем Федором Иоанновичем, сыном Иоанна Грозного, человеком благочестивым, верующим. Он был прямой противоположностью своему отцу, больше полагался на Бога, чем на силу оружия, и в его царствование Россия жила практически без войн.

В 1591 году на том месте, где сейчас находится Донской монастырь, был разбит полевой лагерь. Ждали нашествия крымского хана Казы-Гирея. После крестного хода во главе с Патриархом Иовом, первым Патриархом на Руси, икону Донской Божией Матери принесли в походную церковь. Перед этой иконой царь Федор Иоаннович молил пречистую Богородицу, чтобы Она заступилась за Первопрестольный град. Москву было некому оборонять, потому что основные силы были отправлены в поход на север.

Царь молился несколько ночей и однажды утром ему сообщили, что Казы-Гирей бежал вместе со всем своим войском.

Царь это бегство связывал с заступничеством небесных сил. В память о чудесном избавлении в 1591 году велел построить храм. Сейчас его принято называть Малым Донским собором. Несколько позже, а именно в 1593 году, был основан Донской монастырь.

Некрополь вашего монастыря сегодня знаменит не менее самой обители.

— Некрополь чудом сохранился. В 1929 году при советской власти монастырь был закрыт, хотя насельников начали выселять еще раньше. Здесь не совершались богослужения. На какое-то время тут обосновался Антирелигиозный музей, потом на базе монастыря создали Музей архитектуры. Благодаря этому сохранилась и обитель, и некрополь, на территорию которого позднее начали перевозить древние надгробия из других монастырей.

Некрополь занимает больше четверти территории монастыря, и аналогов ему нет, не то, что в Москве, но и во всей России.

Уже в наши дни в нашем некрополе были перезахоронены писатель И. С. Шмелев, философ И. А. Ильин, вожди Белого движения А. И. Деникин и В. О. Каппель.

В 2008 году здесь обрел вечный покой Александр Солженицын. Это было его желание.

Некрополь Донского монастыря — очень посещаемое место. На любое кладбище приходишь, что-то давит душу, а тут страха нет. Поэтому очень многие молодые мамы гуляют тут с детскими колясками.

У вас варят миро уже много лет, и кто-то даже в шутку говорил, что обитель ваша мироточит...

— С 1948 года по настоящее время в Малом Донском соборе варят Миро для нужд всей Русской Православной Церкви и развозят его по всему миру. Всего на территории монастыря 11 храмов, практически все они действующие, за исключением одного, который находится сейчас на реставрации. Сам монастырь вернули Русской Православной Церкви в 1991 году. Обитель находилась в плачевном состоянии, и первое время приходилось просто латать дыры, даже не помышляя о реставрации, но Малый Донской собор передали РПЦ в 1948 году.

Произошло это при следующих обстоятельствах. Москва готовилась к проведению православного совещания и ждала делегации из разных стран. Американская делегация выразила желание посетить место захоронения Патриарха Тихона, он был погребён в Малом соборе Донского монастыря до закрытия обители. Собор по распоряжению Сталина срочно отреставрировали и передали Церкви. Богослужения возобновились и с тех пор здесь стали варить Миро. Это особая смесь из растительных масел, душистых трав и благовонных смол.

Варят Миро по мере необходимости. Делают это монахи, а освящает Миро Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

До революции Миро использовали для помазания царей «на царство», т.е. при возведении на трон. Сейчас оно используется во время крещения младенцев и для освящения престолов и церквей.

Очень солнечно и символично получается, владыка Парамон. Младенец тоже, стало быть, после крещения возносится на трон. Спасибо за беседу....